8 (800) 250-51-18 (звонок бесплатный)
Мы доставляем по всей территории РФ
Мы работаем с 9:00 до 19:00 по Новосибирскому времени воскресенье выходной

Знаменитые чаи тесно связаны с императорскими или податными чаями, котторые изготавливались по заказу специально для двора. Знамменитыми становились также различные чаи, получившие высокую оценку элиты, нов исторической перспективе категория знаменитых чаев неразрывно связана именно с институтом императорских чаев (гун ча).

Возникновение понятия "Императорский чай" 

Иероглиф гун, который в данном случае обозначает «императорский», в комментарии Кун Ин-Аа к «Книге писаний» (Шан шу) определяется как «снизу подавать высшим», а иероглиф фу (налог, сбор) - как «сверху облагать низших». То есть фу указывает на запланированный государством сбор налогов, обязательных для всех подданных. А подношение дани императору считалось инициативой самих подданных, и никаких норм здесь изначально не существовало.

Любые ценные и редкостные веши, характерные для разных местностей, могли стать дарами императору. В древние времена, когда говорили о «девяти дарах императору» (цзю гун), подразумевали подношения для жертвоприношений, денежные подношения, подношения наложниц, утвари, ценных материалов. товаров, одежды, предметов для странствий, а также животных и растений. Императорский чай принадлежал к последней категории.

Во времена династии Цзинь в 347 году Чан Цюй завершил «Анналы государства Хуаян» (Хуаянго чжи), в которые входили хроники царства, находившегося на территории современной провинции Сычуань (Ба чжи). Согласно Чан Цюю, У-ван, покоривший династию Инь, вел свой род Цзи от Ба. «На этих землях сажали пять злаков и разводили все шесть видов домашних животных. Шелковица и конопля, рыба и соль, медь и железо, киноварь и лак, чай и мед, волшебные черепахи и гигантские носороги, горные фазаны и белые петухи, ткань «желтый блеск» и пудра свежести - все это подносилось императорскому двору». Это наиболее раннее упоминание об императорском чае при жизни У-вана, а прошло с тех пор уже более 3000 лет.

При династии Западная Хань в 59 году до н.э. Ван Бао в «Логоворе о служке» писал об обязанностях мальчика-слуги: «готовить чай и убирать утварь», «в Уяне покупать чай». То есть высшие слои общества к тому времени уже пили чай, и чайный лист стал распространенным товаром. О том же свидетельствуют и находки специальных банок для хранения чайного листа в Чанша при раскопках захоронений знати в Маванадуй (Западная Хань).

Коу Цзун-Ши, живший при династии Сун, в книге «Дополнительный смысл к фармакологическому компендиуму» (Бэньцао яньи) пишет, что во времена династии Восточная Цзинь при императоре Юань-ди (317-322) чиновник Вэнь Цяо из Сюаньчэна поднес 1000 цзиней императорского чая и 300 цзиней чайных почек. Лю Сунь в «Записках о расцвете царства У» (Усин цзи) сообщает: «В Чжэцзяне в уезде Учэнсянь к западу на 20 ли у горы Вэньшань был императорский чайный сад». Следовательно, на юго-востоке специальные императорские чайные сады существовали уже в IV веке.

Вначале императорские чаи появлялись благодаря деятельности чиновников на местах - они отбирали лучшие сорта чая в качестве подношений к императорскому двору. Таким образом местные чаи получали известность в высшем обществе. Начиная с династии Тан императорские чаи стали также производить по особым указам сверху, а чиновники из государственных учреждений были приставлены следить за их сбором и производством. В целом ассортимент императорских чаев постоянно расширялся и качество их улучшалось.

При династии Цин (1644-1911) в производстве чая преобладали технологии «просушка зелени» (хунцин) и «прожарка зелени» (цаоцин), но в более усовершенствованной форме. Число сортов чая достигало нескольких сотен. Вошли в употребление улунские (улун ча), красные (хун ча),  черные (хэй ча) и цветочные чаи (хуа ча). Ареал производства императорских чаев также продолжал расширяться. Ча Шэнь-Син, редактор императорской академии Лес Кистей (Ханьлинь-юань), в «Море записок» (Хай цзи) писал: «В годы правления под девизом «Оживление Благосостояния» (Канси, 1662-1722) к районам, производящим чаи, относились такие провинции, как Цзянсу, Аньхуй, Чжэцзян, Цзянси, Хубэй, Хунань. Фуцзянь, - всего более 70 уездов в этих провинциях. Каждый год норма поставки императорских чаев возрастала на 13 900 цзиней».

В реестр императорской подати чаи попадали разными путями, но многие из нынешних знаменитых чаев получили известность именно при дворе Цин.

В 1699 году во время третьего инспекторского объезда страны на озере Тайху в Сунлао чиновники приобрели у местного чайного мастера Чжу Чжэн-Юаня чай «Аромат, Пугающий Человека до Смерти» («Ся Сы Жэнь Сян»). Император оценил чудесный чай по достоинству, но, посчитав название грубоватым, изменил его на «Изумрудные Спирали Весны» («Би Ло Чунь»). Сегодня этот чай входит в первую тройку знаменитых китайских чаев.

В шестнадцатый год правления под девизом «Цяньский Дракон» (Цяньлун, 1751) император в ходе очередного инспекторского объезда поднебесной лично собирал местные изысканные чаи. Был издан специальный указ, в котором говорилось, что тот, кто предоставит товар, достойный войти в императорский реестр, получит должность чиновника или возможность разбогатеть, если он является простолюдином; преступник же сможет облегчить свою участь. Монах хуйчжоуской кумирни Лаочжу (Лаочжу мяо) Да Фан преподнес чай «Дао Чжу Пу Да Фан». Император закрепил за этим сортом название «Большой Квадрат» («Да Фан»), которое сейчас известно каждому китайцу.

В 1753 году император Цянь Лун отправился на юг по реке с инспекторской проверкой в Ханчжоу. На Пике Льва (Шицзыфэн) в Драконовом Колодце (Лунцзин) ему поднесли чай «Драконовый Колодец» из листьев, собранных перед кумирней Хугуна. Чай поразил императора, и все 18 чайных кустов перед храмом Хугун мяо получили статус императорских. Ныне «Лун Шин» часто называют лучшим китайским чаем и, уж точно, первым среди зеленых.

Чай пуэр также оценили при дворе во время династии Цин. Чжао Сюэ-Минь в «Дополнениях к не вошедшему в «Корни и Травы» (Бэнцаоганму шии) писал: «Крупная форма чая пуэр изготавливается в комках по 5 цзиней в виде человеческой головы, называется чай «Человеческая Голова» («Жэнь Тоу Ча»). Этот сорт чая каждый год поставляется к императорскому двору, у простого народа его встретить очень трудно. Тот, что черного цвета, подобно лаку, очень подходит для отрезвления от вина. А зеленого цвета очень хорош для улучшения пищеварения, он очищает желудок, удаляет мокроту и порождает жидкости в организме». Образчик чая «Человеческая Голова» периода династии Цин сохранился в Ханьчжоуском НИИ чая Академии сельскохозяйственных наук. Его поверхность похожа на черный глянцевый черепаший панцирь без трещин, на поверхности различимы отдельные золотистые почки, из которых и делается этот чай.

Цинский Жуань Фу в «Записках о чае пуэр» (Пуэрча цзи) сообщает, что пуэр очень известен в Поднебесной. «Вкус у него чрезвычайно прелый. Этот чай очень ценится в императорской столице. Во втором месяце (февраль) идет сбор самых мелких почек, из которых делают императорский чай «Ворсистые Пики» («Мао Цзянь»), Лишь после изготовления императорского чая народу позволяют продавать чай».

При династии Цин в реестр императорских чаев неизменно входили: «Мэндинские Сладкие Росы» («Мэн Дин Гань Лу») из Сычуани, «Почечный Чай с утеса Цзюйянь в Цзиньхуа» (Цзинь Хуа Цзюй Янь Я Ча) и «Листовой Чай с утеса Цзюйянь» («Цзюй Янь Е Ча») из Чжэцзяна, «Драгоценный Чай Наследного Принца Нин Хуна уезда Сюшуйсянь» («Сю Шуй Сянь Дэ Нинхун Чжэньпин Тайцзы Ча») из Цзянси, «Зеленые Снежинки Цзинтина округа Сюань-чжоу» («Сюань Чжоу Цзин Тин Лю Сюэ») из Аньхуя, «Облачного Тумана из Гуйдина» («Гуй Дин Юнь У Ча») из Гуйчжоу.

Итак, чаепитие оказалось на пике моды. При дворе был организован Императорский чайный домик. При Кан Си в 1711 и 1721 годах проводились чайные пиры на тысячу и более гостей под названием «Пир тысячи старцев» (Цяньсоу янь). После пиров заслуженные чиновники и члены совета приглашались на императорский чай с императорской чайной посудой. Большим любителем чая был император Цянь Лун, находившийся на престоле 60 лет (1736-1795). С самого начала своего правления он устраивал новогодние чайные пиры, которые назначались на счастливый день и проводились во Дворце двойного процветания (Чунхуа гун). Во время чаепития император задавал тему и рифму, а гости составляли парные надписи или стихотворения. Лучшие авторы получали в награду императорский чай или другие драгоценные дары. Кроме того, продолжалась традиция «Пиров тысячи старцев». В пятидесятый год правления под девизом «Цяньский Дракон» (Цяньлун, 1785) в пышном пире приняло участие более 3000 пожилых чиновников, а в шестидесятый - более 5000. 

Комментарии: 0

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля обязательыне для заполнения отмечены звездочкой*